Обзор Twin Mirror. Зеркало для героя
Очередная адвенчура французской студии Dontnod, авторовRemember MeиLife is Strange, на этот раз представляет собой психологический триллер, в котором нам приходится копаться в прошлом, разгадывать тайны, но довольно часто скучать.
Сэм Хиггс, бывший журналист-расследователь, приезжает в родной провинциальный городок Бэйсвуд на поминки по лучшему другу. Из-за материала Сэма в местной газете закрылась градообразующая шахта, и его возвращению рады не все. После предварительных прогулок по городу и общения с местными, то ли на радостях, то ли просто от нечего делать Сэм напивается до беспамятства, отчего у игры случается завязка: проснувшись в отеле, герой страдает от дикого похмелья и силится что-либо вспомнить. События предыдущего вечера явно пестрили чем-то незаурядным, потому что в номере среди прочего обнаруживается окровавленная рубашка, и Сэм начинает восстанавливать битые кластеры своей промоченной в алкоголе памяти, отчего у игры наконец случается осмысленный геймплей.
Поминки пришлись аккурат на день шахтера: не самое удачное время для прогулок по городу
Мы управляем героем с видом от третьего лица и ищем улики, примерно как Коннор в игре-землячке Detroit: Become Human. С мыслительным процессом Сэму помогает его воображаемое альтер-эго безымянный, самоуверенный (чего так не хватает самому Сэму) тип, а также способность протагониста переходить в чертоги разума: нас переносит на отдельные сверкающие зеркальными полигонами уровни, служащие манифестацией хода рассуждений героя. На них игрок выбирает возможные ходы развития событий и сопоставляет их с найденными в реальном мире уликами до тех пор, пока не сложится верный вариант.
Газета Basswood Jungle не занимается играми, но их панно любая игрожурская редакция позавидовала бы
В такой структуре и проходит основная часть игрового процесса: говорим с персонажами, натыкаемся на загадку, собираем улики и восстанавливаем произошедшее. Иногда занимаемся мини-играми, когда нам предлагают погулять по сознанию героя, как Макс Пэйн гулял по своим кошмарам: например, Сэму надо пробежать через нужные зеркала, чтобы успокоиться при виде окровавленной рубашки, или сконцентрироваться на альтер-эго в другом напряженном эпизоде. В ключевые моменты сюжета игра дает выбор, как поступить и что сказать, и на основе этого выбора ведется какая-то не сильно нужная статистика. У истории несколько концовок, но Twin Miror в этом смысле не делает крутых поворотов, по крайней мере поначалу меняются лишь некоторые некритичные детали событий и диалогов. Сюжет прописан четко: надо лишь раскрыть, что именно произошло.
Самые важные сегменты расследований проходят в окружении воображаемых объектов: мы в реальном времени видим, как они движутся согласно предположениям Сэма
Много информации о персонажах дается в записях Сэма, так что в них стоит заглянуть хотя бы из любопытства. Персонажи пожалуй, главное, что есть в игре. У всех есть свои ярко выраженные черты: полицейский-экстраверт все время немного на взводе, Анна, бывшая девушка Сэма, глубже и сложнее, чем может показаться на первый взгляд. В какой-то момент Twin Mirorпревращается в произведение о человеческих отношениях, на время забывая о своей триллерной составляющей и напоминая о другом создании студии Life is Strange.
Авторы явно изначально замахнулись на вайб Твин Пикс (на это намекают название, путешествия по мистическим пространствам и официантка по фамилии Линч как минимум), но для этого в сюжете не хватает диких персонажей вроде говорящей с поленом женщины и постоянного ощущения всеобщего легкого помешательства. По атмосфере Twin Miror больше всего похожа на один из миллиона тех фильмов, что можно найти, щелкая по телеканалам в любое время: кто-то куда-то задумчиво едет на машине, мелькают деревья за окном, звучит пианино. Обычно такие фильмы смотрят ради любимых актеров. Игра хорошо написана, и постепенно подбрасывает новые и новые загадки, но любимых актеров, понятно, нет, а самые интересные моменты это расследования событий, геймплейным разнообразием не богатые. Скорее получился обычный детектив-триллер, в котором главный герой разговаривает сам с собой и много копается в прошлом своем и других людей. Cюжет дает несколько абсурдный фертель в лагере-ночлежке, где Сэму надо добраться до нужного трейлера (герой вдруг выбирает очень уж радикальное решение), но абсурд продиктован желанием разработчиков добавить действия в геймплей, в котором и правда мало что происходит. Плюс медленная ходьба героя и бессмысленные разговоры, случается, нагоняют скуку. До того, что самый захватывающий экшен во всей игре происходит в аркадном Pac-Man.
Отмахиваться от помощи альтер-эго можно, но не стоит это делать каждый раз: он часто говорит правильные вещи
Здесь нет истерических поворотов сюжета, как это бывало в работах Дэвида Кейджа: Twin Miror развертывается медленно, поступательно, а проблемы участников истории по своей сути куда более приближены к реальности. Это игра о взрослых людях, от взрослых людей и для взрослых людей, которые другим нарративным формам искусства чаще предпочитают видеоигры. Неудачные романтические отношения, издержки профессии журналиста, побег от самого себя и нравы провинциального города не те темы, что поднимет новомодный шутер или симулятор козла. Ближе к концу действа вам больше захочется разобраться в том, что в именно в жизни Сэма пошло не так, что лежало в основе его отъезда из Бэйсвуда, и глубже понять травмирующие пункты его биографии, от которых у Сэма, на секундочку, воображаемый друг завелся.
Игра удачно затягивает в свои хитросплетения. Люди в ней похожи на людей, говорят по-людски и ведут себя соответствующе: могут понять, а могут обидеться и ко всем чертям послать, или как минимум огрызнуться. Сценарий обогащен мелкими деталями, музыка очень хорошо подходит лесному пейзажу Бейсвуда, да и выглядит все для жанра 6-часового детективного рассказа довольно неплохо. Практически камерный, но богатый деталями мир Twin Miror заставляет в себя поверить и не уступит в этом какому-нибудь сериалу средней руки. Полная версия игры, к слову, сначала не планировалась как единое произведение: изначально авторы хотели поставлять историю поэпизодно. Но, судя по названиям сохранений и концовке бюджета хватило только на длинный первый эпизод.
Одна из самых интересных задач добраться до трейлера подозреваемого в обход врагов
Портят ощущение от приключений Сэма Хиггса, помимо спорадической нудности, технические недоработки: наведение на предметы иногда не срабатывает, текстуры не сразу подгружаются; бывает, пропадают целые модели. Особенно обидный баг есть в кульминационной сцене программисты явно не успели отшлифовать релизную версию, и по меньшей мере один патч нужен. Лицевая анимация попутчиков журналиста порой ограничивается открыванием ртов под эмоциональные пассажи актеров. А перевод в субтитрах постоянно ошибается в мелочах не особенно важных, но из-за них можно упустить некоторые нужные для понимания героев нюансы. Иногда локализация их перевирает. Например, Джоан, дочь похороненного Ника, в оригинале говорит, что Сэм по профессии ближе всего к детективу из всех, кого она знает, а в субтитрах что он ее самый близкий человек.
В целом же перед нами, хоть проходная и немного забагованная, но недурная работа студии Dontnod. Из-за жанровых особенностей — произведение на любителя, главное достоинство которого — это нарратив, отличающийся довольно высоким качеством работы сценаристов. Когда-то адекватные сценарии были редкостью даже среди самых ожидаемых игр, сейчас же есть студии вроде Dontnod, выпускающие нишевый, но не оскорбляющий интеллект игрока продукт. Чем не индустриальный прогресс?