Обзор фильма «Кредо убийцы». Испанские каникулы с плохим концом
Экранизацию Assassin’s Creed восприняли крайне неоднозначно и рядовые зрители, и геймерская братия. Обычным адептам серии фильм «Кредо убийцы» понравился, а вот «хардкорным» фанатам не зашло — мол, сцен из прошлого мало, баланс истории и современности неоправданно смещён в сторону последней, да и вообще критики в кои-то веки оказались правы. Всё так, но давайте попробуем опрокинуть танкер зрительской желчи, чтобы взглянуть на потерявшиеся за ним достоинства, ведь Assassin’s Creed — далеко не худшая экранизация.
Известные актеры, популярная игровая серия в качестве основы и серьезные ресурсы, брошенные на съемки — ожиданиям было, откуда возникнуть. Увы, но воплощение Assassin’s Creed отдали в руки Джастина Курзеля, прославившегося трагедией «Макбет» с Майклом Фассбендером и Марион Котийяр во главе. Их совместный опыт работы должен был стать благом, но не стал. Курзель уделил много времени семейным страданиям героини Котийяр и становлению персонажа Фассбендера Каллума Линча, однако позабыл важный нюанс: снималось-то «Кредо убийцы», а не «Макбет».
От Курзеля ждали не шекспировской драмы, для которой сценарий «Креда» попросту не подходил, а блокбастера. Режиссер же использовал приемы, даже визуально сделавшие «Ассасина» авторским фильмом с обилием людей говорящих и недостачей умирающих. Впрочем, Курзелю можно простить неуместность его видения ради исторических эпизодов, ведь они вышли отменными. Тут и прыжки веры, и паркур, и драки на крышах, и эффектный потайной клинок — все любимые публикой фишки Assassin’s Creed. Один забег по крышам Гранады мгновенно погружает в знакомую атмосферу, так что за боевую хореографию ругать фильм будет откровенно несправедливо.
Впрочем, «современные» сцены, передоз коих выставил «Кредо убийцы» негодным в глазах фанатов, тоже имеют свои особенности. Скажем, CG-эффекты от команды Эша Торпа получились роскошными. Animus, компьютерные эпизоды, путешествия в прошлое — смотрятся они даже лучше игровых аналогов. Идея же сделать интерфейс Animus’а рукой вообще чудесна, ведь её стараниями «туда-обратно» Фассбендера выглядят не менее эффектно, чем эдакая ган-ката от Линча с луком вместо модифицированной «Беретты».
Вне боевых сцен и видов Испании XV века «Кредо убийцы» уже, к сожалению, не столь хорош. Фильм вышел сумбурным и шероховатым во всех аспектах: от актерской игры до операторской работы и постановки. Однако многие из проблем объясняются амбициями, попортившими немало крови той же DC. Не скрывая желания снять трилогию, создатели экранизации Assassin’s Creed попытались запихнуть в полтора часа несколько многочасовых игр — отсюда и отсылки, подчас неуместные (как в «Бэтмене против Супермена»), и смазанный финал с заделом на будущее.
Да, в «Кредо» объясняется суть конфликта ассасинов и тамплиеров, ценность «яблочка Эдема» и многое другое, но упоминается это вскользь. Картина бы только выиграла, убери режиссер мутный эпизод со столовой и ему подобные, ведь раскрыть образ Линча они не помогли, а ценное время отняли. Наступив на грабли Warner Bros (впихнуть невпихуемое), Regency Enterprises не смогла угодить и знатокам серии, и простым смертным, которым сложновато разобраться в местных хитросплетениях без пары сотен часов в играх Assassin’s Creed за душой.
Такой сценарный дисбаланс привел к тому, что актерскому таланту Фассбендера и Котийяр особенно негде развернуться. Их образы раскрываются лишь частично, а ведь хронометража было предостаточно. Однако радует, что ассасины и тамплиеры не преподносятся однозначно хорошими и плохими ребятами. Линч — отнюдь не милашка, да и своим наплевательским отношением к ассасинским проблемам он напоминает Эдварда Кенуэя из Black Flag. Героиня же Котийяр в лице Софии Риккин — совсем не Менгеле в юбке, вышитой крестом и геральдическими розами, а ученая, желающая спасти человечество от самого себя. Из них получится славная парочка в духе Арно Дориана и Элизы де ла Серр, если Ubisoft даст отмашку сиквелу. «Кредо» при всех недостатках оригинала имеет право на жизнь и все шансы на вывод «игрового» кино из загона «В Голливуде не котируется».
«Кредо убийцы» не стал мессией гейм-муви, но и не заслужил той ненависти, что на него обрушилась. Сюжет и режиссерская работа, безусловно, выдались слабыми, но боевые сцены и множество отсылок порадуют фанатов Assassin’s Creed.