Обзор Dirt 5. Flatout, который мы заслужили
После закрытия Colin McRae Rally франшиза Dirt старалась занять промежуточную нишу между серьезными хардкорными ралли и веселой аркадой. Когда-то из нее даже пытались сделать натуральный симулятор, но по факту с этим куда лучше справилось профильное ответвление серии Dirt Rally. В итоге, дабы не конкурировать с собой же, Codemasters решила окончательно разделить серии, оставив Rally на откуп любителям хардкора.
Dirt 5 же сделали максимально дурашливой, аркадной и веселой. Возможно, даже слишком. С самого начала игра говорит нам, что здесь не место настройке подвески, угрюмому штурману на пассажирском кресле и крушению надежд на пьедестал после разбитой фары во время ночного спецучастка. Зато тут принято таранить оппонентов на повороте, весело дрифтовать на льду и оклеивать автомобили стикерами с единорогом.
На эту самую дурашливость здесь работает абсолютно все: нарочито яркие, порой даже кислотные цвета, тонны граффити, несерьезные шрифты и весьма специфическая подача сюжета. Что до последнего, то он тут весьма незатейлив. Мы прорываемся к вершинам местного чемпионата от осточертевшего уже любому поклоннику видеоигр звания Новичка до поединков с акулами джимханы и ультра-кросса. Все это дело комментирует парочка ведущих шутливого подкаста, которые обсудят как ваши успехи, так и происходящее на турнире в целом, попутно рассказывая байки из собственной жизни и подкалывая друг друга. Получилось, в целом, неплохо, но жизни в этом подходе все равно недостает, так как в игре нет ни роликов (кроме обучающих), ни сколько-то ни было выразительных боссов, ни весомых наград за прохождение глав.
Карьера выстроена так, что мы сами выбираем, какие гонки проходить и как именно двигаться к финалу. Всего тут есть несколько классов автомобилей, несколько типов гонок и несколько локаций с трассами. По сути, вся кампания состоит из различных комбинаций этих трех составляющих. Мы, пожалуй, начнем с главного автомобилей. Их тут не то чтобы слишком много, но и не так мало, как в большинстве игр про ралли. Кое-что открыто с самого начала, а кое-что придется выкупать за честно заработанные на турнире деньги. Как минимум, один-два автомобиля в каждом классе у вас точно будут сразу.
Однозначных фаворитов определить сложно, потому как каждое авто имеет различные характеристики разгона, управляемости и сцепления с дорогой. Кто-то очень быстро разгоняется, но плохо поворачивает, а кто-то здорово проходит повороты, но уступает на прямой. Одним словом, тут все предельно аркадно, и ни о каких индивидуальных особенностях того или иного авто не идет и речи. К примеру Porsche 911 RGT, который калибровали лучшие инженеры Штутгарта, здесь ведет себя словно неуправляемый американский маслкар из 60-х.
Внешне машины тоже выглядят странновато. То ли из-за довольно широкого угла обзора, то ли благодаря обилию бликов, но машины почему-то не очень похожи на себя. Зато можно погонять как на раллийной классике, так и на больших внедорожниках или пляжных багги. А порой нам встречаются и совсем уж чудные самодельные звери. В общем, гараж весьма разнообразен.
Стайлинг присутствует, но довольно минималистичный. Дабы открыть больше раскрасок, надо много качаться и выкупать каждую наклейку. Чаще всего мы просто красим автомобиль, крепим на каждую сторону по одному стикеру и все. Да, со временем мы откроем уникальные раскраски от разработчиков, но и их тут не так много. Зато что в Dirt 5действительно кастомизируется, так это карточка игрока. Местному редактору визиток позавидует даже поднаторевшая в этом деле Call of Duty. Выбираем имя нашего героя из довольно обширного списка (мы, разумеется, выбрали себе имя Животное), фон, ленту, эмблему и даже анимацию фона. Все элементы карточки, правда, опять же стоят денег, но это не проблема, так как все желаемые автомобили тут можно купить довольно быстро, после чего девать деньги уже все равно некуда. Хотя тут стоит оговориться, что наша версия Dirt 5 шла с каким-то DLC на дополнительный опыт и кредиты, поэтому для остальных игроков ситуация, вполне возможно, будет иной.
Все трассы определенных регионов изрядно похожи друг на друга. К примеру, вся Италия представлена какими-то карьерами и стройками. С другой стороны, впечатляет, что абсолютно в любом случае присутствует несколько вариантов погоды и времени суток, которые изменяют треки до неузнаваемости. Тот же карьер будет совершенно по-разному выглядеть в снег, ливень, на закате или глубокой ночью. К тому же, во время гонок время суток вместе с погодой активно меняются, полностью преображая трассу. Если сами задники и текстуры тут какого-то особого восхищения не вызывают, то погодные эффекты выглядят весьма круто. Ливень, солнечные блики и хлопья снега украшают картинку, но и ухудшают видимость, что смело можно назвать одной из самых сильных сторон игры.
Наиболее впечатляющим моментом кампании для нас стала гонка в Норвегии. Тогда погода ухудшилась настолько, что из-за метели не было видно вообще ничего, а фары освещали лишь снежные хлопья, летящие в ночи. В какой-то момент началась гроза, которая-то и помогала прокладывать путь. Единственным шансом вписаться в очередной поворот была возможность запомнить дорогу во время вспышки молнии. Игралось и выглядело это просто потрясающее.
К сожалению, подобное мы наблюдали лишь единожды. Чаще всего мы просто толкаемся в огромной куче автомобилей по очередной грязной грунтовке, где все постоянно пихают друг друга, используют соперника в качестве бортика на повороте и регулярно таранят ограждение. Вся премудрость здесь заключается в том, чтобы понять, насколько нужно сбавить скорость на повороте, чтобы выйти из него раньше остальных. Иногда еще приходится дрифтовать. На этом мастерство вождения в Dirt 5, собственно, и заканчивается. Игра аркадна настолько, насколько это вообще возможно. Даже различные покрытия не то чтобы сильно влияют на управление.
Есть, правда, здесь и несколько довольно оригинальных видов гонок. К примеру, гонки по льду, которые оказались на порядок сложнее всего остального, или так называемая Pathfinder, где на некоем самодельном танке мы скачем по крутым склонам, ныряем в ямы и вообще преодолеваем какую-то уж чересчур пересеченную местность. И это было бы неплохо, если бы не физика столкновений. Здесь машину может банально отпружинить от бортика, подкинуть в небеса или перевернуть там, где этого ну никак не могло бы произойти в реальном мире. Одним словом, насладиться довольно оригинальной идеей мешает слишком уж топорный физический движок.
Разнообразят кампанию время от времени появляющиеся гонки с боссами и задания от спонсоров. Последние представляют собой реальные компании, которые по-разному платят за победу и ставят перед нами различные задачи их надо выполнить во время заезда. К примеру, обогнать троих соперников в дрифте, пробыть пять секунд в воздухе и разогнаться до 250 километров в час. За испытания спонсора мы получаем различную уникальную косметику вроде раскрасок автомобилей и рамок карточки профиля. У каждого спонсора награды свои, поэтому за карьеру вам, вероятнее всего, предстоит полностью прокачать нескольких.
Есть тут также и онлайн-режим для игры с друзьями, возможность гонять по Split Screen (что в данном случае вполне оправдано) и настраиваемые гонки. Но отдельно стоит упомянуть режим конструктора. В нем мы сами создаем трассу из различных элементов как в какой-нибудь Trackmania и опробуем ее вместе с друзьями, но можем и опубликовать в интернете. Тестировать то, что создали другие игроки отдельное развлечение. Функция получилась интересной, но элементов конструктора сюда можно было бы добавить и побольше.
В целом же игру нельзя назвать ни однозначно хорошей, ни однозначно плохой. Это такой крепкий середнячок с очень крутыми погодными эффектами и донельзя расслабляющим игровым процессом, который почему-то не цепляет, как, вероятно, должен бы. В игре не хочется оставаться на долгие часы, чтобы добить еще несколько трасс или открыть пару автомобилей. Во-первых, из-за слишком уж примитивной физики, во-вторых, из-за того, что все желаемые машины легко получить сразу, а рамки для портрета попросту не дают нужной мотивации.
Но нам явно понравился ход мысли разработчиков, которые вместо того, чтобы плодить худшие клоны и без того великолепной Dirt Rally, пошли в другом направлении и решили сделать отвязную гонку-толкучку на бездорожье. Будем надеяться, что в Dirt 6 мы увидим крутую модель повреждений вкупе с хорошей физикой, и тогда, возможно, у нас с вами появится новый хит вроде лучших частей Flatout. А ведь именно подобного и не хватает современным гонкам.