Не только Watch Dogs: пять удачных клонов GTA, которые вы могли пропустить

О существовании GTA, Assassin’s Creeds, или вот только вышедшей Watch Dogs знают все, кто минимально интересуется видеоиграми. Меж тем, в этом своеобразном поджанре, где свобода перемещений, как правило, используется для оправдания пользовательских чудачеств и выплесков немотивированной агрессии, имеется множество менее известных, но хороших проектов, о которых вы могли ничего не знать. Или попросту забыть. Мы нашли пять таких игр.

True Crime: The Streets of L.A.

True Crime: The Streets of L.A.

Дата выхода: 3 ноября 2003

Платформы:PC

Невиданная для начала нулевых дерзость: главный герой GTA-подобной игры — полицейский. Разумеется, не простой, а с крайне шарнирными представлениями о том, где кончаются полицейские полномочия и начинается бандитский беспредел (где-то на уровне переломанного позвоночника).

На стыке этих двух, в принципе, взаимозаменяемых плоскостей строилась вся игра: вы сначала долго прикидывались хорошим копом, а потом ррраз — и шли в отрыв: забирали чужую машину, ломали руки преступникам, стреляли вслепую посреди оживленной магистрали и винтили ни в чем не повинных граждан.

Провальная финальная треть игры с участием драконов (драконов, да, живых), таинственной магии и проклятием вуду подпортила впечатление, но не помешала запустить чудовищный сиквел и создать задел для Sleeping Dogs, которая на начальной стадии разработки называлась не иначе, как True Crime 3.

Total Overdose

Total Overdose

Дата выхода: 16 сентября 2005

Платформы: PS2, Xbox, PC

Мексиканский GTA: тако вместо хот-дога, характерные шляпы, килограммы наркотиков в каждом кадре и очень, очень много усатых персонажей с тройными фамилиями.

Шизофренический зачин, словно придуманный эпигонами юмористического направления Тарантино (федералы выпускают заключенного из тюрьмы, чтобы он занял в наркокартеле место убитого брата-близнеца; сильный ход, огласитесь) явно был придуман, чтобы просто оправдать происходящее на экране.

А там кошмар. Натуральная передозировка: экшном (герой пулеметно стрелял с двух рук), взрывами (машины разлетались на множество частей) и чехардой со временем (четвертое измерение можно было остановить и перемотать). Может, не самый лучший клон GTA, но точно самый безбашенный. А за вольную цитату из «Отчаянного», когда главный герой доставал из двух футляров для гитар по пулемету, хочется и сегодня аплодировать стоя.

Crackdown

Crackdown

Дата выхода: 20 февраля 2007

Платформы: Xbox 360

Один из тяжелых снарядов в и без того сильной линейке ранних эксклюзивов для Xbox 360 неустанно напоминал, что его автор — создатель самой первой GTA.

В Crackdown было все, как в GTA, но выкручено на полную громкость: главный герой не просто бравый солдат — он усовершенствованный суперагент: одет в металлическую броню, высоко летает, больно бьет и стреляет чуть ли не ракетами. Город не просто захлестнула преступность: районы буквально заполонили три бандитских группировки (это еще не считая тех, кто в форме и с погонами).

Когда эти две нарочито гипертрофированные силы сходились в едином бою, кажется, горела земля; в Crackdown был чудовищно эффектный экшн, такой, которого в GTA можно добиться только с длинной вереницей читов.

Жаль, что с сиквелом не заладилось, и до сих пор не очень понятно почему: и авторы, вроде те же, и формула схожая, а поди ж ты – не искрит, не летает, и только тоска на улицах выдуманного города.

The Saboteur

The Saboteur

Дата выхода: 4 декабря 2009

Плтаформы: Xbox 360, PS3, PC

Что с Saboteur будет все непросто, было ясно еще из предрелизных роликов: там под музыку Нины Саймон ловко бегал по крышам оккупированного Парижа неприметный мужчина в кепке — участник французского сопротивления (даром что ирладнец); было как-то очевидно, что перед нами более сложная материя, чем еще одна бандитская история, что популярна для «окологташных» игр.

Релиз расставил все по местам: Saboteur действительно оказалась довольно высоколобой игрой. Главная метафора, что война — это ночь, а мир — конечно же, день, в итоге проект и погубила: в оккупированных районах Парижа царил непроглядный мрак, на освобожденных — светило солнце и пели птички. Слишком уж большая условность для камерной игры: когда вы, во время десятиминутной поездки по столице Франции, несколько раз попадали из света во тьму, никаких нервов уже не хватало.

За Saboteur, наверное, обиднее всего из этого списка: публика метафору не приняла, и игра вскоре отправилась вслед за студией-создателем — в пустыню безвестности.

Wheelman

Wheelman

Дата выхода: 24 марта 2009

Платформы: Xbox 360, PS3, PC

Вторая игра с Вином Дизелем в главной роли в целом провалилась – наверное, именно из-за ошеломительного успеха первой: после The Chronicles of Riddick ожидания были слишком высоки. И очень жаль: Wheelman хоть и страдала рядом серьезных проблем, но была (да и остается) лучшим GTA-клоном про автомобили.

Погони здесь — не просто погони. Это война металла, ода разрушению, смерть, плывущая по раскрашенным улицам Барселоны. Дергая правый стик (или ворочая мышку по сторонам), вы запускали в вашей машинке какой-то сатанинский инструмент: она бодро таранила окружающих согласно заданному направлению. Невероятный драйв: разогнаться до диких скоростей, собрать вокруг себя всю дорожную мафию Каталонии и начать наказывать: стик влево – чужая машина получает такой удар в бок, что дым мгновенно занимает половину монитора.

С остальным, правда, были проблемы – стрельба не очень, сюжет дурацкий, город пустой, но автомобильные сражения запомнятся надолго.